Размышления о наболевшем...
Сегодня кто только не говорит о политике, экономике, войне…, многие говорят и о Церкви, кто только не пытается без устали, давать советы, оценивать и анализировать ситуацию в государстве, "пророчествовать" о последствиях тех или иных действий, укорять, проклинать, призывать…, все это рождает разделения в державе, коллективе, семье и даже самом человеке.
Несомненно, мы являемся свидетелями процессов, вследствие которых в человеке, за пеленой различных иллюзий, внушений и влияний на сознание, происходит страшная деформация мировоззрения, и насаждается хаос, состояние противления, вражды и постоянного конфликта. Я не социолог мне трудно говорить о глобальности происходящего, но то, с чем мы сталкиваемся, каждый день, во многом подтверждают мои опасения.
Разделение, стремление к автономности и "независимости" становятся нормой человеческого понимания жизни и своего предназначения. Поиск все новых форм проявления своей индивидуальности, выражения себя как личности, не имеющей никаких авторитетов кроме собственного, вот чего жаждет современная цивилизация "свободы". Непримиримость c самоограничением, воздержанием, вековыми традициями, нормами морали, призывает сегодня человека к конфликту, протесту, войне за свои права на наслаждения, реализации себя как "доброго и правильного" эгоиста.
Разве Церковь имеет право, в обществе толерантности и политкорректности, навязывать человеку какое-то мировоззрение, говорить о том, каким (вдумайтесь только!) ДОЛЖЕН быть человек. Разве Церковь не является социальной институцией призванной удовлетворить религиозные потребности отдельной группы людей, в способ и время удобное для человека? Разве Церковь – это не структура со своими законами, механизмами управления, иерархией, бюджетом, производством т.д.
Вопросы веры в таких рассуждениях принято ставить на последний план и то, когда говорят о внутреннем, интимном мире человека, причем здесь Церковь? Желает человек верить, пусть верит так как получается, может это психотерапия такая, рефлекс самосохранения от стрессов и депрессии, и Церковь имеет к этому только институциональное отношение, ее задача обеспечить процесс: теплый храм, свечи, священник приветливый и покладистый, ну просто такой себе духовный "Макдональдс", пришел душу отвел, совесть очистил и дальше "жить на полную грудь", и пусть попробуют сказать что-либо против, эти церковники, мы их в раз на "чистую воду выведем", а может и пролюстрируем, да и о Церкви порассуждать можем запросто, мы ведь начитанные и грамотные во всех областях, а можем и расследование независимое провести, и церковную историю проинвентаризировать, ну и что, что не причащаемся и не знаем Символа Веры, Евангелия не читали, это нам не помешает быть предельно объективными и справедливыми особенно в условиях революционной необходимости. И снова разделения, и снова недоверие, непонимание… И почему то, неудобно и не модно подумать о том, что личное мнение и собственные представления о том, что полезно для Церкви, что она должна делать и как относиться к современным проблемам, расходятся с тем, что сама Церковь своим соборным разумом определяет и знает многие столетия.
Рассуждая о вере нужно напомнить, о простых вещах. Каждый человек, исповедывающий себя христианином, верит не своей личной верой – удобной, привычной, а верой, которую принимает от самого Христа в Его законе, Евангелии, в Церковных таинствах. Поэтому ошибаются люди, имеющие свою "индивидуальную" веру, что они христиане. Нигде и никогда Христос не позволял человеку верить, так как ему будет комфортно, вера всегда "приносила" неприятности и неудобства, внутреннюю ломку и постоянную борьбу, а порой даже смерть.
Очень часто приходиться наблюдать и за тем, как умело Церковь пытаются втянуть в политику. Приведу выдержку из Основ Социальной Концепции нашей Церкви. Пункт V.2. " Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом:
"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18); "Старайтесь иметь мир со всеми" (Евр. 12. 14).
Но еще более важным для нее является внутреннее единство в вере и любви:
Единство Церкви, как таинственного тела Христова (Еф. 1. 23), от неповрежденного бытия которого зависит вечное спасение человека, является для нее наивысшей ценностью. Святой Игнатий Богоносец, обращаясь к членам Церкви Христовой, пишет:
Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания".
В этом контексте, очевидно не лишним будет сделать ударение на ответственной роли священнослужителя, именно он должен чувствовать пастырскую ответственность за всех людей, независимо от их политических, идеологических или иных предпочтений. И в этом как раз и заключается служение священника – быть, прежде всего, пастырем, а не политиком или кем-то еще, не тем, кто людей разделяет на сорта или ставит их по разные стороны. Священник даже в самой непростой ситуации должен пытаться показать людям, что у них есть нечто общее, для того чтоб их примирить и объединить на основе Евангельской Любви и всепрощения. Миссия Церкви всегда одна – привести человека к Богу.
Конфликты, порождающие разделения, будут меняться, новые идеологии будут снова и снова пленять разум людей, передел и перекраивание сознания и мировоззрения будет все интенсивнее, но как бы там ни было, чтобы ни происходило, мы должны отдавать себе отчет, что нам жизненно важно жить вместе. И Церковь делает все для того, чтобы ненависть не умножалась, чтобы вражда не расширялась. Чтобы люди все-таки смотрели друг на друга как на людей, а не как на зверей.
Многие слышали рассказы из жизни великомученицы Варвары, Екатерины, других святых — трогательные и удивительные по своему содержанию. Сила Церкви заключается в том, что эти рассказы, эти истории Церковь приводит в живое соприкосновение с современностью, потому что для нас житие святого — это не просто повесть о жизни человека жившего давным-давно. В Церкви жития святых — это постоянно живущий пример, на который ориентирует самого себя каждый верующий человек.
Сила этих житийных рассказов — в том, что они заставляют нас применять к самим себе события в жизни того или иного святого. Иногда перед нами мучительно встает вопрос: А мы бы смогли? А мы бы сделали? А у нас хватило бы терпения и мужества, как у тех мучеников и мучениц, преподобных, благоверных, имена которых сохраняет Церковь. Все они оказались способными ради истины, ради правды, которая была для них высочайшей ценностью, пойти на страдания и смерть. Церковь свидетельствует нам, через подвиг своих святых, что именно их правда и была правдой Божией, а не человеческой правдой с маленькой буквы. Ведь многие мучители шли на некие страдания — вспомним отца великомученицы Варвары, не в радость же ему было притеснять свою родную дочь, которую он любил! Так до какой степени безумства нужно было дойти во имя своей маленькой человеческой правды, чтобы поднять руку на дочь, на любимую дочь! А Варвара, оставаясь верной правде Божией, мужественно приняла мучения во имя высочайшей ценности — хранить веру, иметь надежду на спасение.
Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько людей. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда. Из нашей отечественной истории, мы знаем, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти!
Правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды. И сегодня, к сожалению, массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит – проливается кровь, мы хороним своих сыновей.
Как важно, чтобы мы оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов. Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь, а вместе с ними — Божию правду? Как же нам, современным людям, вести себя в условиях, когда столько сил действует для того, чтобы склонить нас в ту или иную сторону? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят:
Из сердца человеческого исходят злые помыслы (см. Мф. 15:19) — так же, как и добрые помыслы. И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей. Вот почему сегодня для нас так важен голос Церкви, пример святых. Такие примеры учат нас, что отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божия правда, и любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости. Все это не является напрямую Божией заповедью, но покрывается Божиим законом, который призывает нас любить друг друга.
Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно. И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше погрязает в очередном конфликте. Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно из сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бездушном отношении чиновников, высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми. И в эту круговерть неправды вовлечены все — великие и слабые, сильные и немощные. Не может быть справедливого устроения жизни без правильного устроения человеческой души. Давайте запомним это как величайшую аксиому.
И когда даже в моменты, сложные для жизни Отечества, мы слышим нападки на Церковь, которая единственная сегодня говорит об этом, то, стало быть, мы имеем дело с врагами, которые хотят разрушить жизнь народа и окончательно всех нас погубить. Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией — это страшный признак самоубийства нашего общества. Там, где нет Божией правды, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть.
И последнее, в преддверии Великого поста, нужно и важно подумать о прощении. Прощение – это подарок. Это не то, что у тебя заслужили или выпросили. Прощать могут только великодушные люди, только люди с большим сердцем. Мы видим такие примеры и в Священном Писании и в нашей истории. А ещё прощать могут только сильные. Если человек имеет власть поступить по-другому и прощает – вот это проявление великодушия, проявление христианской любви.
Боголеп,
епископ Александрийский и Светловодский.
Разделение, стремление к автономности и "независимости" становятся нормой человеческого понимания жизни и своего предназначения. Поиск все новых форм проявления своей индивидуальности, выражения себя как личности, не имеющей никаких авторитетов кроме собственного, вот чего жаждет современная цивилизация "свободы". Непримиримость c самоограничением, воздержанием, вековыми традициями, нормами морали, призывает сегодня человека к конфликту, протесту, войне за свои права на наслаждения, реализации себя как "доброго и правильного" эгоиста.
Разве Церковь имеет право, в обществе толерантности и политкорректности, навязывать человеку какое-то мировоззрение, говорить о том, каким (вдумайтесь только!) ДОЛЖЕН быть человек. Разве Церковь не является социальной институцией призванной удовлетворить религиозные потребности отдельной группы людей, в способ и время удобное для человека? Разве Церковь – это не структура со своими законами, механизмами управления, иерархией, бюджетом, производством т.д.
Вопросы веры в таких рассуждениях принято ставить на последний план и то, когда говорят о внутреннем, интимном мире человека, причем здесь Церковь? Желает человек верить, пусть верит так как получается, может это психотерапия такая, рефлекс самосохранения от стрессов и депрессии, и Церковь имеет к этому только институциональное отношение, ее задача обеспечить процесс: теплый храм, свечи, священник приветливый и покладистый, ну просто такой себе духовный "Макдональдс", пришел душу отвел, совесть очистил и дальше "жить на полную грудь", и пусть попробуют сказать что-либо против, эти церковники, мы их в раз на "чистую воду выведем", а может и пролюстрируем, да и о Церкви порассуждать можем запросто, мы ведь начитанные и грамотные во всех областях, а можем и расследование независимое провести, и церковную историю проинвентаризировать, ну и что, что не причащаемся и не знаем Символа Веры, Евангелия не читали, это нам не помешает быть предельно объективными и справедливыми особенно в условиях революционной необходимости. И снова разделения, и снова недоверие, непонимание… И почему то, неудобно и не модно подумать о том, что личное мнение и собственные представления о том, что полезно для Церкви, что она должна делать и как относиться к современным проблемам, расходятся с тем, что сама Церковь своим соборным разумом определяет и знает многие столетия.
Рассуждая о вере нужно напомнить, о простых вещах. Каждый человек, исповедывающий себя христианином, верит не своей личной верой – удобной, привычной, а верой, которую принимает от самого Христа в Его законе, Евангелии, в Церковных таинствах. Поэтому ошибаются люди, имеющие свою "индивидуальную" веру, что они христиане. Нигде и никогда Христос не позволял человеку верить, так как ему будет комфортно, вера всегда "приносила" неприятности и неудобства, внутреннюю ломку и постоянную борьбу, а порой даже смерть.
Очень часто приходиться наблюдать и за тем, как умело Церковь пытаются втянуть в политику. Приведу выдержку из Основ Социальной Концепции нашей Церкви. Пункт V.2. " Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом:
"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12. 18); "Старайтесь иметь мир со всеми" (Евр. 12. 14).
Но еще более важным для нее является внутреннее единство в вере и любви:
"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе" (1 Кор. 1. 10).
Единство Церкви, как таинственного тела Христова (Еф. 1. 23), от неповрежденного бытия которого зависит вечное спасение человека, является для нее наивысшей ценностью. Святой Игнатий Богоносец, обращаясь к членам Церкви Христовой, пишет:
"Все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса".
Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания".
В этом контексте, очевидно не лишним будет сделать ударение на ответственной роли священнослужителя, именно он должен чувствовать пастырскую ответственность за всех людей, независимо от их политических, идеологических или иных предпочтений. И в этом как раз и заключается служение священника – быть, прежде всего, пастырем, а не политиком или кем-то еще, не тем, кто людей разделяет на сорта или ставит их по разные стороны. Священник даже в самой непростой ситуации должен пытаться показать людям, что у них есть нечто общее, для того чтоб их примирить и объединить на основе Евангельской Любви и всепрощения. Миссия Церкви всегда одна – привести человека к Богу.
Конфликты, порождающие разделения, будут меняться, новые идеологии будут снова и снова пленять разум людей, передел и перекраивание сознания и мировоззрения будет все интенсивнее, но как бы там ни было, чтобы ни происходило, мы должны отдавать себе отчет, что нам жизненно важно жить вместе. И Церковь делает все для того, чтобы ненависть не умножалась, чтобы вражда не расширялась. Чтобы люди все-таки смотрели друг на друга как на людей, а не как на зверей.
Многие слышали рассказы из жизни великомученицы Варвары, Екатерины, других святых — трогательные и удивительные по своему содержанию. Сила Церкви заключается в том, что эти рассказы, эти истории Церковь приводит в живое соприкосновение с современностью, потому что для нас житие святого — это не просто повесть о жизни человека жившего давным-давно. В Церкви жития святых — это постоянно живущий пример, на который ориентирует самого себя каждый верующий человек.
Сила этих житийных рассказов — в том, что они заставляют нас применять к самим себе события в жизни того или иного святого. Иногда перед нами мучительно встает вопрос: А мы бы смогли? А мы бы сделали? А у нас хватило бы терпения и мужества, как у тех мучеников и мучениц, преподобных, благоверных, имена которых сохраняет Церковь. Все они оказались способными ради истины, ради правды, которая была для них высочайшей ценностью, пойти на страдания и смерть. Церковь свидетельствует нам, через подвиг своих святых, что именно их правда и была правдой Божией, а не человеческой правдой с маленькой буквы. Ведь многие мучители шли на некие страдания — вспомним отца великомученицы Варвары, не в радость же ему было притеснять свою родную дочь, которую он любил! Так до какой степени безумства нужно было дойти во имя своей маленькой человеческой правды, чтобы поднять руку на дочь, на любимую дочь! А Варвара, оставаясь верной правде Божией, мужественно приняла мучения во имя высочайшей ценности — хранить веру, иметь надежду на спасение.
Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько людей. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда. Из нашей отечественной истории, мы знаем, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти!
Правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды. И сегодня, к сожалению, массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит – проливается кровь, мы хороним своих сыновей.
Как важно, чтобы мы оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов. Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь, а вместе с ними — Божию правду? Как же нам, современным людям, вести себя в условиях, когда столько сил действует для того, чтобы склонить нас в ту или иную сторону? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят:
"Если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону — будете несчастливы".
Из сердца человеческого исходят злые помыслы (см. Мф. 15:19) — так же, как и добрые помыслы. И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей. Вот почему сегодня для нас так важен голос Церкви, пример святых. Такие примеры учат нас, что отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божия правда, и любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости. Все это не является напрямую Божией заповедью, но покрывается Божиим законом, который призывает нас любить друг друга.
Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно. И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше погрязает в очередном конфликте. Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно из сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бездушном отношении чиновников, высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми. И в эту круговерть неправды вовлечены все — великие и слабые, сильные и немощные. Не может быть справедливого устроения жизни без правильного устроения человеческой души. Давайте запомним это как величайшую аксиому.
И когда даже в моменты, сложные для жизни Отечества, мы слышим нападки на Церковь, которая единственная сегодня говорит об этом, то, стало быть, мы имеем дело с врагами, которые хотят разрушить жизнь народа и окончательно всех нас погубить. Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией — это страшный признак самоубийства нашего общества. Там, где нет Божией правды, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть.
И последнее, в преддверии Великого поста, нужно и важно подумать о прощении. Прощение – это подарок. Это не то, что у тебя заслужили или выпросили. Прощать могут только великодушные люди, только люди с большим сердцем. Мы видим такие примеры и в Священном Писании и в нашей истории. А ещё прощать могут только сильные. Если человек имеет власть поступить по-другому и прощает – вот это проявление великодушия, проявление христианской любви.
Боголеп,
епископ Александрийский и Светловодский.