Рождественское послание Преосвященного Боголепа епископа Александрийского и Светловодского
Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри,
всечестные иноки и инокини!
Дорогие братья и сестры!
"Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангелы и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим…"
(На литии стихиры самогласны, декабря 25-й день)
Свершилось преславное, непостижимое для человеческого разума таинство – Воплощение Сына Божия, родился Господь наш Иисус Христос от Пречистой Девы Марии во граде Давидове – Вифлееме (Мф. 2,1).
Человек вследствие преступления Адамова отступил от Бога, стал рабом греха. Но милосердный Господь сжалился над Своим созданием, Сам сошел на землю и воплотился, чтобы спасти человека, показать ему Путь, Истину и Жизнь, открыть ему врата Царствия Небесного, избавить от рабства греха, от плена диавольского, от вечных мук: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф.18,11).
Именно ради нас Бог стал человеком, открывая беспредельную Божественную премудрость и силу, беспредельную Божественную Благость и Любовь.
Вспомним, как в самый торжественный момент всенощной раздаются как радостное утверждение слова: "Христос рождается, славите, Христос с небес – срящите (встречайте), Христос на земли – возноситеся!". Снова, еще раз в нашем темном, полном страдания и бессмыслицы мире раздается эта потрясающая весть, весть о том, что было давно и что каким-то таинственным, необъяснимым образом остается навсегда – вечно новым, неслыханным, удивительным. Вот ведь, сколько ни празднуют люди Рождество Христово, как, кажется, ни привыкли мы к этому празднику, озаряющему своей радостью зимние потемки, но когда раздается опять это "Христос рождается!" – как будто в первый раз входят в душу и это удивление, и эта радость, и это торжественное ощущение праздника, света, победы…
Но спросим себя: что же готовимся мы праздновать, о чем наша радость, в чем это ощущение победы? Быть может, хорошо – прежде чем зажгутся и засияют по всей земле тысячи, миллионы елок, прежде чем наступит праздничная суета и заслонит собою религиозное, духовное содержание праздника – вдуматься, вглядеться, вслушаться в его содержание. Все мы так привыкли к церковным праздникам, что нам уже трудно осознать всю неслыханность, единственность, новизну Рождества, которая никогда не перестает быть новизной, сколько бы веков ни продолжалась на земле человеческая история. И, конечно, первое, что поражает нас, когда мы начинаем вглядываться снова в смысл Рождества, это то, что в начале нашей христианской веры, в начале Евангелия, в начале всех воспоминаний и всех празднований мы находим Божественного Младенца.
Ничего не поймет в сущности христианства тот, кто не почувствует прежде всего этой первой рождественской тайны: спасение, радость, помощь, возрождение приходят к нам, в наш мир в образе Ребенка. Сегодня мы живем в очень взрослом мире, в котором взрослые люди, уверенные в своем знании и опыте, по-взрослому уверенные в себе, решают все проблемы, поучают, спорят, ссорятся и мучают друг друга, воюют…. Но что такое "взрослость", как не исчезновение в человеке "детства", некоего по - детски непосредственного и простого отношения к жизни как к дару, как к радости? Ведь именно вместе со взрослостью входят в человека недоверие и, что еще страшнее, убежденность в том, что недоверие, подозрительность сильнее добра. Посмотрим на наш взрослый мир, весь ощетинившийся недоверием, вооруженный до зубов, наполненный ложью и потому пронизанный страданием. Все обманывают друг друга, прикрывая обман громкими фарисейскими словами, которым никто уже больше не верит. И осознав все это, разглядев очередной страшный тупик, в который зашли мы со всей нашей "взрослостью", может быть, наконец-то становимся способными – нет, не понять еще, а хотя бы краешком души почувствовать всю силу, весь свет и всю радость, извечно излучаемые тем единственным Ребенком, лежащим в нищих яслях, в пещере, окруженном только самыми простыми людьми и животными, дом Которого – мир, кровля Которого – небо с этой таинственной звездой. В этом Младенце вся беззащитность добра, но потому и его сила. И если, как учит Церковь, Сам Бог, Сам Спаситель приходит в мир в образе Ребенка, то не потому ли, что нет спасения в силе, хитрости и обмане, нет спасения во всей земной мудрости и взрослости, могуществе и непобедимости, войнах? Самым Своим явлением этот Божественный Младенец прежде всего говорит нам, что все то в мире ложь, в чем нет любви, доверия, того "благоволения", о котором поют, которое возвещают ангелы в эту радостную рождественскую ночь. "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Мир и добрая воля – как нужны нам сегодня эти Христовы дары человечеству, когда наша Родина пребывает в состоянии войны, раздирающей на части и территорию, и народ, и сознание каждого человека. Сколько погибших сыновей оплакали матери, сколько мирных жителей лишилось крова, имущества, сколько молитв вознесено в храмах о прекращении жестокого кровопролития и восстановлении мира. Усложняет сложившуюся ситуацию и социально-экономический кризис в стране, приобретший особую остроту, и неопределенность ближайшего будущего.
Но не унывайте и не отчаивайтесь, ведь для нас, православных христиан, Церковь – спасительное пристанище и родной дом, пример миролюбия и взаимопонимания, терпения, любви и доброты друг ко другу. И в светлый праздник Рождества духовно возрадуйтесь о Господе, о благости и человеколюбии Его, ощутите утешение и спокойствие таинственной Вифлеемской ночи, ибо, по словам Святителя Тихона Задонского, "Радость духовную христиане должны иметь и в благополучии, и в неблагополучии…".
Наша святая Православная Церковь всегда несла в себе спасительное рождественское благовестие о мире: мире между землей и небом, мире человека с Богом, мире между людьми. И мы, как церковные чада, всю жизнь должны посвящать утверждению мира, молитве о мире и примирении враждующих.
Поэтому целью каждого пастыря в это сложное и неоднозначное время есть объединение прихода в славословии Христа и в труде на благо Церкви, в душеспасительном общении и взаимопомощи, в поддержке вдов и матерей погибших, в укреплении духа паствы, веры и любви.
И заданием каждому человеку должно стать искоренение внутренней душевной скверны: зависти, вражды, злобы против ближнего, непрощения, лицемерия и неправды. Мир, принесенный Богомладенцем Иисусом, налагает на нас обязательство сосуществовать в мире, тем доказывая, что он царствует в наших сердцах как неоценимый дар самого Христа. Приготовимся к Рождеству, начав с возрождения в себе доверия, всепрощения и любви.
В эти рождественские дни призываем всех православных христиан молиться о мире, о нашей Православной Церкви и нашей державе. Пусть все в едином молитвенном порыве сегодня еще и еще раз воспоют:
Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!
И услышим в радостных сердцах: "Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром!" (Пс. 28,11).
Поздравляю всех вас с праздником Христова Рождества и желаю мирного и благословенного Новолетия. Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе (Флп. 4,7). Аминь.
"ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ"!
Божией милостью, смиренный
+ Боголеп,
епископ Александрийский и Светловодский
г. Александрия
Рождество Христово
2015 года
Именно ради нас Бог стал человеком, открывая беспредельную Божественную премудрость и силу, беспредельную Божественную Благость и Любовь.
Вспомним, как в самый торжественный момент всенощной раздаются как радостное утверждение слова: "Христос рождается, славите, Христос с небес – срящите (встречайте), Христос на земли – возноситеся!". Снова, еще раз в нашем темном, полном страдания и бессмыслицы мире раздается эта потрясающая весть, весть о том, что было давно и что каким-то таинственным, необъяснимым образом остается навсегда – вечно новым, неслыханным, удивительным. Вот ведь, сколько ни празднуют люди Рождество Христово, как, кажется, ни привыкли мы к этому празднику, озаряющему своей радостью зимние потемки, но когда раздается опять это "Христос рождается!" – как будто в первый раз входят в душу и это удивление, и эта радость, и это торжественное ощущение праздника, света, победы…
Но спросим себя: что же готовимся мы праздновать, о чем наша радость, в чем это ощущение победы? Быть может, хорошо – прежде чем зажгутся и засияют по всей земле тысячи, миллионы елок, прежде чем наступит праздничная суета и заслонит собою религиозное, духовное содержание праздника – вдуматься, вглядеться, вслушаться в его содержание. Все мы так привыкли к церковным праздникам, что нам уже трудно осознать всю неслыханность, единственность, новизну Рождества, которая никогда не перестает быть новизной, сколько бы веков ни продолжалась на земле человеческая история. И, конечно, первое, что поражает нас, когда мы начинаем вглядываться снова в смысл Рождества, это то, что в начале нашей христианской веры, в начале Евангелия, в начале всех воспоминаний и всех празднований мы находим Божественного Младенца.
Ничего не поймет в сущности христианства тот, кто не почувствует прежде всего этой первой рождественской тайны: спасение, радость, помощь, возрождение приходят к нам, в наш мир в образе Ребенка. Сегодня мы живем в очень взрослом мире, в котором взрослые люди, уверенные в своем знании и опыте, по-взрослому уверенные в себе, решают все проблемы, поучают, спорят, ссорятся и мучают друг друга, воюют…. Но что такое "взрослость", как не исчезновение в человеке "детства", некоего по - детски непосредственного и простого отношения к жизни как к дару, как к радости? Ведь именно вместе со взрослостью входят в человека недоверие и, что еще страшнее, убежденность в том, что недоверие, подозрительность сильнее добра. Посмотрим на наш взрослый мир, весь ощетинившийся недоверием, вооруженный до зубов, наполненный ложью и потому пронизанный страданием. Все обманывают друг друга, прикрывая обман громкими фарисейскими словами, которым никто уже больше не верит. И осознав все это, разглядев очередной страшный тупик, в который зашли мы со всей нашей "взрослостью", может быть, наконец-то становимся способными – нет, не понять еще, а хотя бы краешком души почувствовать всю силу, весь свет и всю радость, извечно излучаемые тем единственным Ребенком, лежащим в нищих яслях, в пещере, окруженном только самыми простыми людьми и животными, дом Которого – мир, кровля Которого – небо с этой таинственной звездой. В этом Младенце вся беззащитность добра, но потому и его сила. И если, как учит Церковь, Сам Бог, Сам Спаситель приходит в мир в образе Ребенка, то не потому ли, что нет спасения в силе, хитрости и обмане, нет спасения во всей земной мудрости и взрослости, могуществе и непобедимости, войнах? Самым Своим явлением этот Божественный Младенец прежде всего говорит нам, что все то в мире ложь, в чем нет любви, доверия, того "благоволения", о котором поют, которое возвещают ангелы в эту радостную рождественскую ночь. "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Мир и добрая воля – как нужны нам сегодня эти Христовы дары человечеству, когда наша Родина пребывает в состоянии войны, раздирающей на части и территорию, и народ, и сознание каждого человека. Сколько погибших сыновей оплакали матери, сколько мирных жителей лишилось крова, имущества, сколько молитв вознесено в храмах о прекращении жестокого кровопролития и восстановлении мира. Усложняет сложившуюся ситуацию и социально-экономический кризис в стране, приобретший особую остроту, и неопределенность ближайшего будущего.
Но не унывайте и не отчаивайтесь, ведь для нас, православных христиан, Церковь – спасительное пристанище и родной дом, пример миролюбия и взаимопонимания, терпения, любви и доброты друг ко другу. И в светлый праздник Рождества духовно возрадуйтесь о Господе, о благости и человеколюбии Его, ощутите утешение и спокойствие таинственной Вифлеемской ночи, ибо, по словам Святителя Тихона Задонского, "Радость духовную христиане должны иметь и в благополучии, и в неблагополучии…".
Наша святая Православная Церковь всегда несла в себе спасительное рождественское благовестие о мире: мире между землей и небом, мире человека с Богом, мире между людьми. И мы, как церковные чада, всю жизнь должны посвящать утверждению мира, молитве о мире и примирении враждующих.
Поэтому целью каждого пастыря в это сложное и неоднозначное время есть объединение прихода в славословии Христа и в труде на благо Церкви, в душеспасительном общении и взаимопомощи, в поддержке вдов и матерей погибших, в укреплении духа паствы, веры и любви.
И заданием каждому человеку должно стать искоренение внутренней душевной скверны: зависти, вражды, злобы против ближнего, непрощения, лицемерия и неправды. Мир, принесенный Богомладенцем Иисусом, налагает на нас обязательство сосуществовать в мире, тем доказывая, что он царствует в наших сердцах как неоценимый дар самого Христа. Приготовимся к Рождеству, начав с возрождения в себе доверия, всепрощения и любви.
В эти рождественские дни призываем всех православных христиан молиться о мире, о нашей Православной Церкви и нашей державе. Пусть все в едином молитвенном порыве сегодня еще и еще раз воспоют:
Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!
И услышим в радостных сердцах: "Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром!" (Пс. 28,11).
Поздравляю всех вас с праздником Христова Рождества и желаю мирного и благословенного Новолетия. Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе (Флп. 4,7). Аминь.
"ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ"!
Божией милостью, смиренный
+ Боголеп,
епископ Александрийский и Светловодский
г. Александрия
Рождество Христово
2015 года