День апостолов Петра и Павла — это призыв к миссионерству


День апостолов Петра и Павла — это призыв к миссионерству


11 липня 2011
Настоятель церкви Петра и Павла, митрофорный протоиереей, кандидат богословских наук о.Олег (Тарахненко)Настоятель церкви Петра и Павла, митрофорный протоиереей, кандидат богословских наук о.Олег (Тарахненко)Завтра, 12 июля вся православная церковь прославляет Святых апостолов Петра и Павла, а для маленькой церкви, которая располагается в бывшем помещении Светловодской школы №9 на Ревовке, это праздник храма. В 8:00 начнётся утренняя служба, на которую придут, по всей вероятности, не только прихожане церкви, но и многочисленные гости.
Накануне праздника мы встретились с настоятелем церкви Петра и Павла, митрофорным протоиереем, кандидатом богословских наук о.Олегом (Тарахненко) непосредственно в храме и попросили его рассказать почему Церковь особым образом выделила этот праздник, какое значение он имеет или может иметь для каждого из нас. — Двух великих христианских подвижников прославляет сегодня святая Церковь, именуя их “Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие”. Апостол Павел и апостол Петр, много потрудились в распространении Христовой веры и справедливо почитаются вместе «столпами» Церкви Христовой и первоверховными апостоломи. Действительно, Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост.

Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой — праздником праздников, — которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери — осень, Рождество Христово — зиму, Пасха — весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла — лето.

Церковный год — это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год — это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитывать собственной жизнью.

Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую историю?

Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Что же касается слов Спасителя: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, “и прочие апостолы были тоже, что и Петр, — имели равное с ним достоинство и власть”.

Значит, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. “Я, — говорит святой апостол Павел, — был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…” (2 Кор. 11, 23-32). Господь повелел Своим апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.

Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквям — два послания, а святой Павел — к отдельным Церквям — четырнадцать, из них тринадцать — к христианам из язычников. С тех пор эти послания неизменно читаются и в храмах и дома, ведь в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них мы находим все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для нашего утверждения на пути в Царство Небесное.

Награда святым первоверховным апостолам была велика еще при их земной жизни. Святой Петр был удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа — Божественного Преображения на горе Фавор и Гефсиманской молитвы. А святому Павлу было дано быть восхищенным “до третьего неба” — в рай, и слышать там “неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 2-4).

Богодухновенные поучения святых превоверховных апостолов Петра и Павла и ныне назидают нас в храмах, и будут назидать до конца времен. Это такое духовное сокровище, которое никогда не устареет и не иссякнет, несмотря на все величие и новизну завоеваний человеческого разума. Пример же их святой жизни, их духовный опыт всегда будет бережно сохраняться в церковных сказаниях и передаваться из рода в род. Будем же просить прославляемых ныне святых апостолов, чтобы они помогли нам принять их наставления умом и сердцем и ниспослали небесную помощь в исполнении их в нашей жизни.

Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению.

День апостолов Пера и Павла — это призыв к миссионерству — если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя — поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно, немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку — быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение»!

Подготовила Татьяна Дроздова.
Фото Богдана Дроздова