День Святой Троицы. Пятидесятница.


День Святой Троицы. Пятидесятница.


10 червня 2011
День Святой Троицы. Пятидесятница.Не вызывает сомнений тот факт, что люди верующие в Бога, существенным образом отличаются от большинства неверующих. Они как бы координируют каждый свой шаг со Всевышним, стремятся делать добро, в ожидании царствия небесного. Вы встречали таких людей? Их немало среди нас.
О тех, кто просто считает модным посещать церковь в праздничные дни, креститься, не зная ни одной молитвы, "спонсировать" местные храмы в расчёте на отпущение многочисленных грехов, мы сегодня говорить не будем… В воскресенье большой праздник — День святой троицы. Пятидесятница. Давайте попробуем разобраться, что же это значит, как к этому дню готовятся настоящие христиане, какое это имеет отношение к нам — людям, в большинстве своём далёким от церкви и её канонов. По этому поводу мы решили обратиться к митрофорному протоиерею (церковный чин на уровне полковника в армии), кандидату богословских наук, настоятелю церкви Петра и Павла, которая располагается в бывшей Ревовской школе о. Олегу (Тарахненко). Надеемся, что его рассказ будет интересен посетителям нашего сайта.

— Догмат о Пресвятой Троице является основой христианского вероучения.
"Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости".

Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого).
Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца.
Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца.

Три Божественные Лица всегда выступают как одна Личность — когда христианин обращается, например, к Богу Сыну, он обязательно вспоминает и упоминает и Бога Отца и Бога Духа Святого. В православных молитвах к Богу всегда обращаются только в единственном числе: "Ты", "Бог", "Вседержитель", "Творец", "Господи", "Спаситель", и т. д., но нет обращений "вы", "боги", "творцы", "вседержители", "господа", "спасители" и т. п.

Иоанн Дамаскин так описывает сущность Триединого Бога:
"Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, — не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, — и как свет всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него".

Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные. У всех Лиц Троицы одна воля (всеблагая), общее желание (всемогущее), единственное дело (любовь).

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день.

В третьем часу (по нашему — в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов — ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

После дня сошествия Святого Духа апостолы начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем християнам.

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

В субботу, 11 июня в 15.00. приглашаем вас на вечернюю службу в нашем храме. Вознесём общее славословие Пресвятой Троице, освятим всё, что уродилось на наших грядках и в садах, на полях и лугах, что даёт нам Бог. В воскресенье, 12 июня в 8.00 начнётся праздничная литургия. После чего мы продолжим обряд освящения даров.

С праздником Святой Пятидесятницы, с днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию! Храни Вас Бог!

P.S. О.Олег согласился индивидуально общаться on-line с теми из нас, кто испытывает необходимость посоветоваться со священнослужителем по любым жизненным проблемам. Пишите по адресу: petrapavla.com.ua@gmail.com

Подготовила Татьяна Дроздова.
Фото Богдана Дроздова.