«Поверочный» шантаж


«Поверочный» шантаж


26 червня 2009
В уже далеком 1997 году несколько ИТРовцев некогда флагмана полупроводниковой индустрии бывшего Союза – ЗЧМ – создали научно-производственное предприятие "Вектор". И, действительно, не в рыночных же торговцев "переквалифицироваться", пока их родной завод поступательно и тихо разваливается. И все бы ничего, "Вектор", без копейки из местного бюджета, самостоятельно создал многопрофильную лабораторию и, получив регистрационное свидетельство в Госстандарте, добросовестно выполнял свою работу в сфере оказания метрологических услуг, в том числе – поверку приборов учета потребления газа, воды и т.д. До этого такие приборы приходилось возить на поверку в Кировоград или Александрию. Денег больших метрологией не заработаешь, поэтому и опасений в том, что кто-то на эти копейки позарится и попытается отобрать предприятие или вытеснить с рынка, практически не было. Однако, начиная с текущего года, у "Вектора" появилась "головная боль" – на КП "Светловодский горводоканал" была организована мастерская по поверке счетчиков воды. Ну и что тут такого, изумится неискушенный читатель – есть выбор, есть конкуренция, что, как известно, ведет к улучшению качества услуг, снижению цен и расценок. Так-то оно так. Но, только, если выбор – добровольный, а конкуренция – добросовестная. В данном же случае имеет место быть "принудиловка" по отношению к юридическим и физическим лицам в пользу водоканала, а по отношению к "Вектору" – конкуренция недобросовестная, направленная на выдавливание его с этого рынка.

Факты? Да, пожалуйте! В последнее время потребители воды стали получать с водоканала новые предписания о том, что приборы учета потребления воды нужно сдать на поверку.

А чтобы сразу стало понятно, куда именно сдавать, недвусмысленно "предписывается" – в мастерскую при водоканале, пункт приема которой находится на ул. Гагарина,18. Но некоторые, особенно принципиальные и бережливые, осмеливаются ослушаться и пытаются отнести счетчики на поверку, как уже привыкли, в "Вектор"… Однако, не все так просто – оказывается, теперь туда нести уже "НИЗЗЯ", самостоятельно снимать пломбы тоже "НИЗЗЯ" (12 лет кряду было можно, теперь же совсем "НИЗЗЯ"!). Однако, если понесете счетчик в водоканал – то, оказывается, все МОЖНО, в том числе и самостоятельно снимать пломбы! А все лишь потому, что ваша "денюжка" не должна пройти мимо водоканальской мастерской, а может и не совсем мастерской, а чей-то личной... Но об этом чуть ниже... Скажете, домыслы? А где же факты? Да, пожалуйте! Один из многочисленных примеров. Местный горемыка, столкнувшийся с проблемой поверки счетчика (назовем реально существующего абонента водоканала условно И.И. Ивановым*, чтобы не обидеть человека) получил предписание на поверку счетчика воды. Поскольку он является инвалидом І группы и прикован к инвалидной коляске, то решил заказать эту услугу комплексно – вместе с демонтажем счетчика. По старой памяти обратился в сервисный центр "Вектор", где эту комплексную услугу ему всегда делали со скидкой, как инвалиду, за 40 грн. 00 коп. и в течении дня. Однако не тут-то было! Грозные стражи "интересов" водоканала с помощью уже проверенных на практике "железобетонных" аргументов склонили его к тому, чтобы он воспользовался услугой именно водоканала.

В результате – счетчик был на поверке аж 4 дня и заплатил наш горемычный И.И. Иванов за эту услугу всего ничего – 150 грн. 00 коп.

На его крайне изумленный вопрос, который был адресован работникам водомерной мастерской: "Хлопці, а за що ви з мене дерете такі гроші та де ж документи, що я їх заплатив?", ответ был краток и примерно таков – вот вам поверенный счетчик, а документов мы никаких не выдаем. Ну а о том, что люди такой категории имеют право на определенные льготы или хотя бы вправе рассчитывать на человеческое сострадание в водоканале, наверное, не знают и не ведают – об этом знать им не положено. "Дело" превыше всего!

Какие законы и чьи права при этом нарушились, и сколько по таким схемам не дополучает бюджет, и в чьей компетенции контроль за такими нарушениями находится – это, по всей видимости, никого не интересует?

Не будем утверждать, но напрашивается "смутное подозрение" куда "упали" так изощренно изъятые у бедного инвалида деньги. Есть еще необходимость рассуждать на эту тему? Или, как писал известный украинский юморист Олег Чорногуз, "На розумного досить"?

Напрашивается мысль, что на водоканале проходит апробация четко разработанной системы поборов и выбивания денег у населения города и, что самое противное, с помощью инструмента, за который мы с вами заплатили и дальше содержим за свой счет.

Контролерами водоканала, естественно не по собственной воле, распространяются страшилки о незаконности поверки счетчиков воды в другом месте, кроме как мастерской водоканала. Народ (в своем большинстве) имеющий почти вековой генетический страх перед чинушами разных мастей, а в данном случае – перед чиновниками водоканала, – и рассуждают соответственно – а зачем мне ссориться с этим водоканалом – "ХАЙ ЇМ ГРЕЦЬ", сделаю, как сказали, а то себе еще и дороже будет!

А кто так не скажет – тот "сидит ждет и ждет сидит" и безнадежно выглядывает, когда же к ним соизволят и, наконец-то, придут инспектора водоканала и распломбируют их приборы. И не просто ждут – что бы "скрасить ожидание", пишут жалобы на имя нового исполняющего полномочия городского головы, в Антимонопольный комитет Украины и во все центральные органы исполнительной власти – а водоканалу все нипочем, прямо, как у Крылова: "А Васька слушает да ест …".

Что же касается финансовой стороны, то сначала следовало бы задаться вопросом: а кто навязал принятие решения об организации этой структуры в водоканале и откуда у водоканала, который погряз "с головой" в долгах и практически невозвратных кредитах, взялись деньги на дорогущий ремонт мастерской, далеко не дешевое оборудование, которым оснащена мастерская по поверке счетчиков, ежемесячное ее содержание, на какую статью относятся все эти расходы и т.п.? Догадаться совсем не трудно.

При этом всем принимающим решение об организации мастерской на водоканале известно, что такие мастерские, согласно всем нормативным документам, могут быть только при областных водоканалах и водоканалах крупных городов, а наш любимый город едва ли дотягивает до среднего (согласно классификации по ДБН). А причина таких ограничений предельно проста и заключается в том, что для такого небольшого города, как наш, содержание мастерской накладно, экономически нецелесообразно и убыточно, поэтому нормативная база так и предписывает.

Но у "наших" свои, отличные от нормативно принятых, позиции … и принимаются они далеко не по экономическим соображениям, а предполагаем, что исключительно по личным!

В качества примеров населенных пунктов, где думают, в первую очередь, об общественной, муниципальной выгоде, можно рассказать о том, что в таких близлежащих и значительно больших по численности городах как Харьков, Кировоград, Кременчуг, Александрия и др. – мастерские по поверке счетчиков при водоканалах отсутствуют и либо никогда не создавались, либо проданы или переданы в аренду другим хозяйствующим субъектам по причине своей убыточности и накладности для коммунального бюджета.

А еще, между прочим, "злые языки" судачат, что заплачено за организацию всей этой кухни при нашем водоканале в несколько раз больше его номинальной стоимости и, даже, не по ценам производителя, а по ценам организаций-посредников. Хотя мы не собираемся сейчас утверждать, что имели место "отмывание" финансовых средств и проявления коррупции или, Боже упаси, бросать тень на работников водоканала, в подавляющем большинстве своем – честных и добросовестных людей. Все это должно быть предметом профессионального интереса совсем других органов. Но рядовому жителю города все же небезынтересно было бы узнать, в чем же именно была проблема с поверкой счетчиков воды в городе? И была ли проблема вообще?

Может, не устраивала цена? Были нарекания на качество и сроки работ? Нашли возможным сделать поверку бесплатной? Ни то, ни другое, ни третье!..

Итак, подведем черту: у нас с вами (то есть – из бюджета) взяли деньги, да купили оборудование для того, что бы поверять водяные счетчики, опять же, за наши с вами денежки. А, может, ставилась совсем другая задача? Если да (в чем мало кто сомневается), то эта задача решена, но снова же за наши с вами деньги.

Выгодное дельце? Еще бы! Не случайно, говорят, эту мастерскую возглавляет супруг нынешнего руководителя водоканала. А еще, опять же – говорят, что там трудится ее сын да и другие "не случайные" люди. Замечу еще раз – ГОВОРЯТ!!!

Анализируя вышесказанное, невольно подумаешь – и стоит ли после всего этого, в городе на днепровских берегах, удивляться заоблачным тарифам на водоснабжение и водоотведение, сопоставимых, разве что, с каким-то кишлаком в Каракумской пустыне?

И, напоследок, ценный совет гражданам (физическим или юридическим), которым чинят препятствия "доблестные и преданные" работники абонотдела водоканала (а куда им деваться, как ни следовать линии определенной их руководством, а не то ….).

Потребуйте у них письменного обоснования необходимости сдачи счетчика на поверку именно в мастерскую при водоканале. Одного лишь этого достаточно, чтобы умерить их "профессиональное рвение". Несколько человек именно так уже поступили и готовы подтвердить действенность такой "методики"… И не нужно "прятать голову в песок" – иначе недалек тот день, невесело шутят абоненты водоканала, когда граждан города, которым нужно поверить счетчик, будут водить в мастерскую водоканала под конвоем. Скажете, преувеличение? Конечно – это аллегория. Но как объяснить недавнее появление во дворе абонентского отдела на улице Гагарина, 18 жирных стрелок краской на асфальте, указывающих направление движения, то ли в этот отдел, то ли в пункт приема водомерных счетчиков на поверку?

Почти, как в рекламе стиральных порошков: «...тогда мы идем к вам!».

Гаврила ПОЛЕТАЕВ.

P.S.: Реальные Ивановы существуют, он далеко не один. Есть письменные заявления и письма в Антимонопольный комитет, Держспоживстандарт, Прокуратуру и т.д. Только вот проблема – заявления есть, а результатов – нет! Надеемся пока...